Добро пожаловать на страницу учителя-дефектолога!
Маршанская Елена Владимировна
Телефон +79082146484;
e-mail: e.ma@mail.ru, кабинет №22.
По телефону и электронной почте можно записаться на консультацию.

Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.
Дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Цель деятельности – обеспечить наиболее успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества.
Направления деятельности учителя дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
1) Диагностическое направление
Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности. В деятельности учителя-дефектолога может быть составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), консилиума(ППк). Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
2) Коррекционно-развивающая работа
Цель: коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.
Содержание этого направления работы:
- создание условий для развития сохранных функций;
- определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально личностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ за счет боле эффективного формирования БУД в процессе коррекционно-развивающих занятий.
3) Аналитическая деятельность и профилактика
Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий.
Целью этого направления является анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм коррекционного сопровождения ребёнка в инклюзивном образовательном пространстве. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого учащегося и, как следствие, анализа эффективности программ коррекционной работы, адаптированных рабочих программ и индивидуальных учебных планов.
4) Консультативно-просветительское
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Учитель-дефектолог консультирует администрацию образовательной организации, педагогов-предметников по вопросам организации специальных образовательных условий и среды для детей с ОВЗ в процессе индивидуального консультирования и в ходе работы школьного психолого-педагогического консилиума.
Содержание направления:
- системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
- создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
- обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
- профилактика перегрузок обучающихся.
5) Организационно-методическое
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, собственно участие в мероприятиях, а также оформление необходимой соответствующей документации. Учитель-дефектолог входит в команду специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном пространстве. Учитель-дефектолог является ее обязательным участником, когда речь идет о возможных трудностях в усвоение академического компонента образовательной программы, недостаточности в освоении различных видов деятельности, трудностях переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка.
Содержание направления:
- подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
- участие в мероприятиях;
- оформление необходимой соответствующей документации;
- консультации для родителей по вопросам организации безопасной развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной деятельности ребенка:
-информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
-помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Кабинет и дидактические пособия
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета побуждает ребенка к деятельности, познанию и способствует развитию всех психических функций. Создавая развивающую предметно-пространственную среду дефектологического кабинета, я руководствовалась следующими принципами: соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; системность; доступность; мобильность; многообразие материала; инновационная направленность; эстетика оформления.
Пространство для учебно-познавательной деятельности в кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей, необходимый коррекционно-развивающий материал по различным дидактическим темам, учебно-методическая литература, картотека физкультминуток.
Особое место занимают нейропсихологические пособия. Целью использования данных упражнений является развитие межполушарного взаимодействия, что помогает младшему школьнику справляться с трудностями в обучении письму и чтению, математике и т.д.
В кабинете учителя-дефектолога представлены разработанные дидактические настольно-печатные игры, которые направлены на развитие познавательно сферы обучающихся. Целью использования данных дидактических игр в школе является обучение в игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов. Она, в свою очередь, подразделяется на: обучающую (которую преследует взрослый), коррекционную (способствует развитию ребенка), игровую (ради которой действует ребёнок) и развивает познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Что, в свою очередь, является хорошей мотивацией для дальнейшего обучения. Дидактические настольно-печатные игры систематизированы для использования в педагогическом процессе, подобраны в соответствии с лексическими темами, что сделало процесс обучения для детей структурированным. Интересные и занимательные игры способствуют активизации их деятельности и позволяют развивать мелкую моторику, закреплять и обобщать пройденный материал, активизировать внимание и познавательную деятельность.
В своей работе я использую следующие диагностические материалы и методики:
Диагностика уровня развития мелкой моторики
Методика определения точности движений «Повтори фигуры из пальцев»; Методика выявления умения анализировать тактильные ощущения «Чудесный мешочек»; Методика определения уровня координации и переключаемости движений пальцев рук «кулак, ребро, ладонь и др.»; Методика обследования щепоти «Захват карандаша», «Дорожки»; Методика обследования тонуса «Сжатие рук взрослого»
Диагностика восприятия
Методика определения объёма зрительного восприятия «Запомни и покажи»; Методика определения целостности восприятия «Чего не хватает на этих рисунках?»; Методика определения предметности восприятия «Узнай, кто это»; Методика активности восприятия «Какие предметы спрятаны в рисунках?»; Методика определения избирательности слухового восприятия «Хлопни, если услышишь»; Методика определения уровня восприятия ритма «Повтори ритмический рисунок»; Методика выявления ведущего канала восприятия «Тип восприятия»; Методика определения уровня восприятия пространства «Схема тела»
Диагностика внимания
«Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?; «Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке»; «Пройди лабиринт»; Методика определения объёма и концентрации внимания «Корректурная проба»; Методика исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора «Таблицы Шульте»; Методика определения переключаемости внимания «Красно-черная таблица»; Методика изучения концентрации и устойчивости внимания «Проставь значки»; Методика диагностики устойчивости внимания «Что изображено на картинке»; Методика диагностики избирательности внимания «Сначала цифры, потом буквы»; Методики диагностики уровня слухового внимания «Выполни команду», «Исправь ошибку»
Диагностика памяти младших школьников
Методика определения преобладающего типа памяти «Запоминаем слова разными способами»; Методика изучение логической и механической памяти «Два ряда слов»; Методика определения уровня смысловой памяти «Пары слов»; Методика оценки кратковременной зрительной памяти «Память на числа»; Методика оценки оперативной зрительной памяти «Поиск экспонированных карточек»; Методика оценки оперативной слуховой памяти «Наборы слов»; Методика исследования опосредованного запоминания «Наличие/отсутствие смысловых связей»; Методика диагностики опосредствованной памяти «Картинки-подсказки»; Методика оценки образной памяти «Таблица образов 9. Диагностика мышления
Методика выявления уровня развития наглядно-образного мышления «Лабиринт»; Методика выявления характера логических связей «Простые аналогии»; Методика определения уровня обобщений «Исключение лишнего»; Методика изучения образного мышления «Найди закономерность»; Методика «Изучение скорости мышления»; Методика «Изучение саморегуляции»; Методика диагностики логического мышления «Сохранение массы и длины» Методика выявления представлений о логических связях «Нелепицы»; Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»; Исследование рефлексивности мышления.
Диагностика мотивации
Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой; Методика «Направленность на оценку»; Методика Н.В. Ефимовой Лесенка побуждений; Методика изучения мотивации Н.Л. Белопольской. По итогам диагностики я разбиваю класс на группы по видам ЗПР. В группы включаю обучающихся, имеющие сходные направления необходимой корркекции.
Результаты первичной диагностики, диагностики за первое полугодие, итоговой диагностики доводятся до сведения родителей и фиксируются в АОП обучающегося.
С обучающимися проводятся «Психокоррекционные занятия (дефектологические)»
Цель – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.
Задачи:
коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;
формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций;
развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов;
специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала;
формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
В процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.
По итогам прохождения коррекционного курса заполняется карта динамики обучающегося.
Свидетельства о публикациях
Навигация